Строительное обследование состояния монолитных железобетонных конструкции стен подвала
Строительное обследование состояния железобетонных стен с целью определения наличия и глубины трещин в рабочих швах;
Строительная экспертиза подвала
Обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа:
- подготовка к проведению обследования стен;
- предварительные (визуальное) обследования стен;
- детальные (инструментальное) обследования стен.
В соответствии с требованиями СП 13-102-2003 п. 6.1 Подготовка к проведению обследований предусматривает ознакомление с объектом обследования, проектной и исполнительной документацией на конструкции и строительство сооружения, с документацией по эксплуатации и имевшим место ремонтам и реконструкции, с результатами прошлых обследованиях.
Экспертом произведен внешний осмотр стен подвала здания с выборочным фиксированием на цифровую камеру (См. Приложение № 1, Фото № 1 – 10), что соответствует требованиям СП 13-102-2003 п. 7.2 Основой предварительного обследования является осмотр здания или сооружения и отдельных конструкций с применением измерительных инструментов и приборов (бинокли, фотоаппараты, рулетки, штангенциркули, щупы и прочее).
Обмерные работы производились в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 п.8.2.1 Целью обмерных работ является уточнение фактических геометрических параметров строительных конструкций и их элементов, определение их соответствия проекту или отклонение от него. Инструментальными измерениями уточняют пролеты конструкций, их расположение и шаг в плане, размеры поперечных сечений, высоту помещений, отметки характерных узлов, расстояния между узлами и т.д. По результатам измерений составляют планы с фактическим расположением конструкций, разрезы зданий, чертежи рабочих сечений несущих конструкций и узлов сопряжений конструкций и их элементов.
Обследовании бетонных конструкций с определением качества выполненных строительных работ в соответствии с нормативными требованиями. Обследование производилось методом измерительного контроля качества выполненных работ.
При обследовании бетонных конструкций установлено:
1.1. На стенах подвала в ряду Ас-Дс оси: 1с-3с; Ас-Гс оси: 3с-9с; Ас-Гс оси: 9с-12с зафиксировано устройство рабочих швов разнонаправленной формы не перпендикулярных осям стен. Толщина рабочих швов составляет до 1 мм., что не соответствует требованиям СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции:
– «2.10. Бетонные смеси следует укладывать в бетонируемые конструкции горизонтальными слоями одинаковой толщины без разрывов, с последовательным направлением укладки в одну сторону во всех слоях.
2.12. Укладка следующего слоя бетонной смеси допускается до начала схватывания бетона предыдущего слоя. Продолжительность перерыва между укладкой смежных слоев бетонной смеси без образования рабочего шва устанавливается строительной лабораторией. Верхний уровень уложенной бетонной смеси должен быть на 50 — 70 мм ниже верха щитов опалубки.
2.13. Поверхность рабочих швов, устраиваемых при укладке бетонной смеси с перерывами, должна быть перпендикулярна оси бетонируемых колонн и балок, поверхности плит и стен.
В СНиП 3.03.01-87 ”Несущие и ограждающие конструкции” при монолитном бетонировании предусматривается укладка бетонных смесей двумя принципиально различными способами:
- укладка без перерывов в бетонировании до начала схватывания предыдущего слоя бетона, то есть без образования рабочего (холодного) шва;
- укладка с перерывами после схватывания уложенного ранее слоя бетона с образованием рабочего (холодного) шва.
Непрерывное бетонирование предпочтительнее, так как этот способ обеспечивает наивысшее качество монолитных конструкций, однако по технологическим и организационным причинам это не всегда возможно, поэтому, как правило, проектом предусматриваются холодные швы.
Холодные швы также называют строительными, рабочими швами и швами бетонирования. Образование холодных швов вызвано остановками бетонирования и определяется рядом причин:
- организационных: окончание рабочей смены, ремонт оборудования, нехватка материалов, несовершенную общую организацию работ, технические возможности используемых машин и механизмов;
- технологических: монтаж вышележащих арматуры, лесов и опалубки и ограничение нагрузок на конструкции;
- конструктивных: обеспечение направленных деформаций отдельных участков конструкций и сооружений в целом.
Как правило, возводимые монолитные бетонные и железобетонные конструкции бетонируются отдельными сопрягаемыми между собой участками — блоками (картами) бетонирования.
Холодный шов бетона образуется, когда каждый последующий слой бетонной смеси укладывают на затвердевший (схватившийся) предыдущий слой бетона. Отличительной особенностью холодного шва является то, что сцепление нового бетона с уже затвердевшим бетоном значительно ниже, чем прочность монолитного бетона без холодного шва, вследствие чего снижаются морозостойкость, водонепроницаемость и ухудшается внешний вид конструкций. Это объясняется тем, что холодные швы являются границей, на которой происходит превращение усадочных напряжений сжатия в напряжения растяжения, и поэтому зона шва становится предварительно напряженной. Как известно, бетон хорошо работает на сжатие, менее стоек к изгибающим нагрузкам и значительно хуже противостоит напряжениям растяжения. В результате релаксации напряжений растяжения, реализующихся в виде микротрещин, зона стыка имеет меньшую плотность и прочность, по сравнению с монолитным бетоном и при равных растягивающих напряжениях, трещины прежде всего открываются именно по швам.
Измерение монолитности рабочих швов
Определение монолитности рабочих швов экспертом произведено методом измерения разницы скорости распространения ультразвука в прилегающем монолитном участке и на участке с холодным швом.
Измерения производились ультразвуковым тестером УК 1401 в режиме «Трещина». Число и расположение контролируемых участков на конструкциях установлены путем сплошного контроля каждые 100 мм., протяженности рабочих швов.
Согласно произведенных измерений глубина раскрытия трещин (отсутствие монолитности) на рабочих швах составляет от 7 до 25 мм.
Заключение по обследованию состояния железобетонных стен подвала
- Ширина рабочего шва (трещины) составляет до 1 мм;
- Глубина раскрытия трещин (отсутствие монолитности) на рабочих швах составляет от 7 до 25 мм;
Причины образования плесени
Строительное обследование стен в многоквартирном жилом доме с целью обследование стен квартиры на предмет определения наличия влаги на стенах и причин ее возникновения.
Объект представляет собой эксплуатируемую квартиру в многоквартирном жилом доме. Стена, прилегающая к каналу дымоудаления секции дома, имеет следы проявления влаги.
В ходе проведения обследование стен в многоквартирном жилом доме экспертизой определено:
- Проявления влаги исходят снаружи ограждающих конструкций. Как предположение, — от канала дымоудаления в результате попадания в него атмосферной влаги с технического этажа. Экспертиза не располагает проектной документацией на строительство здания, однако, приборное обследование подтверждает данный вывод.
- Заказчику рекомендуется обратиться в эксплуатирующую организацию с требованием проведения комиссионного осмотра технического этажа на предмет определения причин поступления влаги во внутренние помещения здания, устранения причин данных нарушений и восстановления технических и эксплуатационных свойств ограждающих конструкций.